Дефект зрения – люди с нарушениями: виды и классификация

1 7116 18.09.2019 9 мин.

По статистике, в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют симптомы  ухудшения зрение.

Проблемы со зрением у многих начинаются ещё с детства. В связи с этим очень важная роль отводится проведению профилактических мероприятий и своевременному принятию мер, нацеленных на предотвращение нежелательных последствий. 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить.

Определение зрения

Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.

Зрение – это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.

Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа. В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения. Повреждения разных структур проявляются различными нарушениями._

Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Нарушение зрения частично или полностью лишает его такой возможности. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость.

Виды нарушений

Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.

Близорукость

При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства._

Незначительное ухудшение зрения можно исправить с помощью специальных зрительных упражнений.

Дальнозоркость(гиперметропия)

Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали. Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста._

Астигматизм

При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми._

Астигматизм часто развивается в детстве, как правило, одновременно с дальнозоркостью или близорукостью. При отсутствии коррекции это нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие.

Косоглазие (страбизм)

Косоглазие – это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.

Лечение косоглазия у взрослых описано тут.

_

Амблиопия

В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.

_
Ребенок с аблиопией

Если не лечить амблиопию, острота зрения будет ухудшаться.

По степени нарушений

</a

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют несколько групп людей с нарушением зрения:

  • Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение, а также сохранившие способность к светоощущению.
  • Тотально слепые – лица с полным отсутствием зрительных ощущений.
  • Частично слепые – люди, имеющие только светоощущения.
  • Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют 2 категории слепых:

  1. Слепорождённые – люди с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3 лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
  2. Ослепшие – люди, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Проблемы со зрением у детей

Хорошее зрение является непременным условием здоровья и полноценного развития ребёнка. Именно через зрение ребёнок приобретает основные коммуникативные навыки, формирует представление об окружающем мире и собственное видение. Отсюда и начинается становление личности ребёнка

Если острота детского зрения снижена, развитие малыша может существенно затрудниться, поэтому вопросы о детском зрении чрезвычайно важны. Проблемы со зрением у ребёнка прежде всего затрагивают родителей, ведь они ответственны за здоровье своего чада. Запускать эти проблемы ни в коем случае нельзя.

Причины возникновения

Лечить нарушения зрения у детей невозможно, если не знать их причины. Итак, основные факторы нарушения зрения у детей таковы:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Стрессы;
  • Пониженный уровень гемоглобина;
  • Несоблюдение гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещённости, чтение или игры на мобильном телефоне в положении лёжа, занятия на компьютере и пр.);
  • Несоблюдение правил безопасности зрения: манипуляции с острыми предметами, пристрастие смотреть на яркий свет без очков.

Наиболее частым нарушением детского зрения является близорукость. Это связано с тем, что возраст от 7 до 15 лет сочетается с повышенными зрительными нагрузками (чтение, письмо, уроки в школе). Несоблюдение правил просмотра телевизора и работы с компьютером, генетическая предрасположенность, дефицит питательных веществ и прочие негативные факторы могут привести к развитию косоглазия, миопии, амблиопии и другим проблемам со зрением у детей.

Любое нарушение зрения или заболевание глаз у ребёнка требует незамедлительного обращения к врачу. Помните: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление и отсутствие проблем в будущем, независимо от причины нарушения зрения у детей. Сохранение зрения у детей является важной обязанностью родителей.

Особенности психоэмоционального развития

Недостатки зрительного восприятия приводят к формированию у ребёнка нечётких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведёт к затруднениям при обучении в школе, усвоению учебного материала. Кроме того, нарушение зрения значительно сужает сферу чувственного познания, тем самым влияя на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности, а значит и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

Психологи отмечают, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику:

  • У них отмечается повышенный личностный уровень тревожности;
  • Дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу;
  • Плохо соотносят эмоцию с выражением мимики;
  • Недостаточно компетентны в проявлении эмоций;
  • Слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

Особенности физического развития

Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии: нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. У многих детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Из-за этого мышцы рук оказываются вялыми или, наоборот, слишком напряжёнными. Всё это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Проблемы со зрением у взрослых

Все наследственные нарушения в организме человека, в том числе и органов зрения, передаются от одного из родителей, часто через поколение, а врождённые развиваются уже в период развития плода в утробе матери. Приобретённые же нарушения появляются уже после рождения вследствие ряда причин.

Ниже перечислены болезни глаз, которые встречаются у взрослых людей человека чаще всего:

  • Амблиопия (описана выше в статье);
  • Катаракта. Данная патология зрения представляет собой помутнение хрусталика, которое могло возникнуть вследствие перенесенных в период внутриутробного развития различных инфекций, нарушения обмена веществ, а также из-за генетических нарушений. Катаракта – это одна из главных причин как взрослой, так и детской слепоты: её распространённость удваивается каждые 10 лет в возрасте после 40.
  • Глаукома. Это нарушение зрения имеет характерный симптом  ухудшения зрения – повышенное внутриглазное давление. Глаукома способна вызвать потерю всех полей зрения у человека, а также гибель самого зрительного нерва. Именно поэтому важна своевременная диагностика и лечение данного заболевания.

Какие симптомы катаракты найти можно здесь.А также читайте о лечении глаукомы лазером в статье.

_

Причины возникновения

Хорошее зрение зависит не только от глаза, но и от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения делятся на 3 группы:

  1. Повреждения частей глаза или структурные нарушения.
  2. Нарушение рефракции, когда глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.
  3. Поражение той части мозга, которая отвечает за взаимодействие с глазом.

Факторы, способные стать причинами нарушения зрения:

  • Активная умственная деятельность, ведущая к перенапряжению глазных мышц и нервов. Известно, что при отсутствии нужного количества отдыха все эти системы начинают работать хуже и зрение снижается.
  • Длительная работа за компьютером. В данном случае человек реже моргает, поэтому глаза не получают нужного увлажнения. Также стоит помнить и о синем свете, который исходит от монитора. Ряд исследований подтвердил, что он способен оказывать негативное воздействие на сетчатку.
  • Плохое или очень яркое освещение в помещении. Недостаток света, так же как и его избыток, оказывают негативное воздействие на зрение.
  • Яркое солнце способно повредить сетчатку, а отсутствие света – вызывать большое напряжение глаз и провоцировать развитие близорукости.
  • Употребление алкоголя и курение. Токсины, содержащиеся в спиртных напитках и никотине, негативно сказываются на здоровье всего организма. В частности, они затрудняют кровообращение в сосудах глаза, что ведёт к недостаточному поступлению кислорода к тканям и нарушению зрения.
  • Неправильное питание. Диета, в которой присутствует большое количество жиров и «быстрых» углеводов, и почти отсутствуют витамины, содержащиеся в свежих фруктах и овощах, лишает наши глаза питательных веществ, необходимых для нормального зрения.

Особенности психоэмоционального развития

Психика слепых и слабовидящих людей существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью.

Нарушение зрения и его крайняя форма – слепота – значительно сужает сферу чувственного познания и может повлиять на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Многие исследователи отмечают, что слепота влечёт за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. Такие выводы были сделаны в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения, а также слепорождённых и рано ослепших людей.

Особенности физического развития

Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. Это явление объясняется тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать всё окружающее, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых людей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.

Когда дают инвалидность

Плохое зрение и невозможность обходиться без посторонней помощи тоже являются одной из причин, по которым человеку дается инвалидность.

Определение группы инвалидности по зрению является прерогативой офтальмолога.

I группа инвалидности устанавливается при четвертой степени нарушений работы органа зрения. Критерии этой степени – полная слепота (нулевое зрение обоих глаз); острота зрения лучше видящего глаза не выше 0,04 диоптрии; сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-0° от точки фиксации.

II группа инвалидности устанавливается при третьей степени нарушений в работе зрительного анализатора. Её критериями служат:

  • острота зрения лучше видящего глаза от 0,05 до 0,1;
  • сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-20° от точки фиксации.

При второй группе инвалидности трудовая деятельность человека возможна только в специально созданных условиях. Обычно это общества слепых, где люди выполняют работу руками.

окулохель глазные капли инструкцияГлазные капли Окулохель с инструкцией

Глазные капли от глаукомы и глазного давления Трусопт представлены в этой статье.

Что делать, если появился ячмень на глазу расскажет эта статья.

Третья группа инвалидности может устанавливаться при второй степени нарушений зрения, которые характеризуются:

  • снижением остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
  • односторонним сужением границ поля зрения менее 40° и не более 20° от точки фиксации.

Инвалиды третьей группы – это слабовидящие люди.

Несовершеннолетним гражданам с 1-3 группой инвалидности присваивается статус «ребёнок-инвалид».

Видео

Выводы

Таким образом, дефект нарушение зрения представляет собой физический или психологический недостаток, который влечёт за собой некоторые отклонения от нормального развития. Врождённые и приобретённые дефекты относятся к первичным нарушениям, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов как у взрослых, так и у детей.

Также читайте характеристику детей с нарушением зрения в материале, и как получить инвалидность по зрению по ссылке.

Читайте далее:

Помогла статья? Оцените её:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(Проголосуйте первым)
_ Загрузка...

Поделитесь с друзьями!

Комментарии
  1. Кристина

    У меня сильная близорукость, которая начала развиваться еще в раннем детстве. Я даже в специализированный санаторий ездила для реабилитации. Там мы под руководством доктора делали каждый день различные упражениния для глаз, а также нам капали капли и давали витамины. В тот период мое зрение и правда улучшилось на одну строчку, но потом все равно стало ухудшаться. Со временем надеюсь сделать лазерную коррекцию.

Добавить комментарий

Вверх