Характеристика детских зрительных нарушений и их отражение на качестве жизни ребенка

0

Дети, у которых есть проблемы со зрением в плане развития отличаются от сверстников и требуют большего внимания, иного подхода к обучению, чем их сверстники с нормальным зрением. Важно понимать, что у таких деток лучше развиты другие органы чувств, через которые они и познают окружающий мир – это слух, осязание, обоняние. Данные моменты обязательно нужно учитывать при составлении учебных планов и построении образовательных программ. Если все грамотно спланировать, ребенок с проблемами со зрением будет успешно учиться и не начнет отставать от сверстников. Про развитие зрительной системы у ребенка с рождения можно прочесть тут.

Виды нарушений

Нарушения зрения у ребенка могут носить органический или функциональный характер. Функциональные характеризуются преходящими изменениями, которые нормально поддаются коррекции и могут проходить самостоятельно – это астигматизм, дальнозоркость, косоглазие, близорукость, пр. В основе органических поражений лежат морфологические изменения в структуре глаза и других отделов зрительных анализаторов (проводящие пути, нервы, пр.).

При органических нарушениях зрительной функции часто дают о себе знать различные сопутствующие поражения ЦНС или врожденные пороки развития – задержки в умственном развитии, ДЦП, пр.

В зависимости от причины, которая вызвала развитие патологии, проблемы со слухом делят на:

  1. Врожденные – появляются во время внутриутробного развития плода.
  2. Генетические – это заболевания, передаваемые по наследству. К таким относят амавроз Лебера, который может не проявиться у матери, но развиваться у ребенка.
  3. Приобретенные – провоцирующие факторы действуют уже после рождения ребенка (это травмы, инфекции — конъюнктивит, блефарит и т.д.).

По степени нарушения остроты зрения дети бывают слабовидящими, с остаточным зрением, тотально слепые.

Классификации заболеваний зрительной системы взрослых и детей представлены в данном материале.

Особенности развития

Дети с нарушенной зрительной функцией мир познают главным образом через осязание и слух. В результате у них формируется особое представление о мире – оно отличается от того, которое имеют зрячие детки. Например, слепые или просто слабовидящие дети узнают автомобиль не по внешнему виду, а по разнообразным звукам. Естественно, что серьезное снижение остроты зрения ограничивает процессы познания мира, негативно сказывается на развитии памяти, речи, воображения.

Помощь логопеда детям с проблемами зрения нужна в тех случаях, когда они не понимают слова или неправильно их интерпретируют, поскольку не могут соотнести названия предметов с их внешним видом.

Залогом успешного развития слабовидящих детей является активная физическая деятельность. Сюда можно отнести подвижные игры, которые стимулируют зрение и развивают координацию движений, укрепляют мускулатуру, обучают определенным навыкам. Главное учитывать рекомендации лечащего врача-офтальмолога и конкретный диагноз, поскольку неправильный выбор нагрузок может дать противоположный желаемому эффект.

В ходе обучения детей с проблемами зрения определенному действию повторять упражнение нужно многократно, буквально «рука в руку», пока уровень его выполнения не дойдет до автоматического. Действия обязательно описывайте словами, чтобы ребенок понял и запомнил, что и для чего именно он делает. Игрушки нужно выбирать яркие, крупные, но от ядовитых оттенков воздержитесь. Неплохо помогают в развитии при слабом зрении музыкальные устройства и изделия, состоящие из разных материалов (они стимулируют тактильные ощущения). Пусть ребенок принимает активное участие в социальной жизни, поскольку зрительные дефекты не оказывают негативного влияния на психику, темперамент и характер. А чем больше будет общения со здоровыми сверстниками или взрослыми, тем быстрее произойдет адаптация.

Что касается типа школы, то лучше отправлять ребенка со зрительными нарушениями в специализированные учебные учреждения. Дело в том, что они нуждаются в специальном подходе и особых методиках, на которые в обычных средних школах вы можете не рассчитывать. Если нарушения незначительные, можете отдать ребенка в обычное среднеобразовательное учреждение, только предупредите одноклассников и педагогов об особенностях сына или дочери, чтобы они могли учитывать их в ходе учебного процесса.

В специализированных школах учащиеся получают не только необходимые знания, но и проходят лечение. Учитываются все возможности слабовидящих, слепых детей, используются разные методики, оборудование. Тем более никто не будет дразнить вашего ребенка или издеваться над ним, поскольку в спецшколе для учащихся с проблемами со зрением все ученики имеют одно и то же заболевание.

Также вы можете обратиться за помощью в центр коррекции зрения, где грамотные педагоги помогут родителям решить текущие проблемы с развитием и обучением малыша. Занятия составляются с учетом степени нарушения зрения и возраста учащегося. В большинстве случаев обучение проводится в формате игры.

Психофизическая характеристика

В развитии слабовидящего или слепого ребенка выделяются следующие закономерности:

  1. Он отстает в умственном и физическом развитии в сравнении со зрячими сверстниками, поскольку имеет пониженную активность в плане освоения окружающего мира. Степень замедления может быть разной в зависимости от темперамента конкретного ребенка, тяжести нарушения зрительной функции. Периоды развития у слепых детей такие же, как у зрячих, но не совпадают с ними по возрасту.
  2. Процесс развития диспропорциональный – одни стороны личности (мышление, речь) развиваются быстрее, а другие (движение, чувство пространства) медленнее.
  3. Слепые или слабовидящие школьники немного неуклюжие и неуверенные в себе, поскольку при врожденной слепоте всегда наблюдается отставание в формировании навыка ходьбы примерно на 3 года.

Развитие слабовидящего ребенка нормализуется, когда органы чувств выработают компенсационные механизмы.

Профилактика

Для сохранения хорошего зрения нужна профилактика его нарушений. Проверять ребенка у офтальмолога нужно регулярно с первых месяцев жизни – это позволит своевременно обнаружить проблему и принять меры. Также врач даст вам актуальные рекомендации, которые помогут сохранить остроту зрения надолго или не усугубить ситуацию в том случае, если она изначально неблагоприятная. В тех ситуациях, когда зрительная функция нарушена сильно, врач может порекомендовать специальные занятия в коррекционном центре.

О норме зрения, ее отклонениях и профилактике можно прочесть в этой статье.

Следите за гигиеной чтения читающих детей – они не должны «водить носом» по книге. Планшеты, телефоны, телевизоры – в строго ограниченных количествах, особенно при плохой наследственности.

Обучение слабовидящих детей должно проводиться с учетом рекомендаций окулиста.

Видео

В видео показываются игры и упражнения для развития детей со зрительными отклонениями:

Выводы

  1. Дети с нарушением зрения могут быть слабовидящими, с остаточным зрением, полностью слепыми. Их развитие отличается от развития сверстников.
  2. Обучение должно проводиться по специальным программам, в игровой форме. Главная задача – развить компенсацию органов чувств.
  3. Лучше отдавать детей со слабым зрением в специализированные школы (исключение составляют те случаи, когда отклонения незначительны). Также показаны занятия в коррекционных центрах.
  4. Обязательно регулярно посещайте офтальмолога и строго соблюдайте его рекомендации. Врач должен должен сориентироваться вас относительно дальнейшего обучения ребенка.

Поделиться
Записи по теме
Комментировать